«Трагедия в 8 уроках», один день ученицы седьмого «Буээ», задумчивой девочки Сони.
Соня любит рисовать, Соня слишком тонко чувствует мир, она смотрит вокруг в растерянности и задаёт сама себе миллион вопросов, на которые не бывает ответов.
Вокруг Сони то ледяная пустыня тишины, то унылая пора физкультуры, то членистоногие одноклассники и дурацкие тесты «какой ты котик»… И не нужно пытаться понять, что именно «НЕ ТАК» и что надо поменять, чтобы стало хорошо. Нет решения, тем паче в тринадцать лет. Что ты можешь сделать с этим миром и собой? Соня находит свою отдушину — рисование, «брать день на абордаж» карандашом. И это здорово.
«Мы состоим из клеток, те из молекул,
молекулы из атомов,
собранных воедино.
В среднем каждому человеку
Принадлежит семь октиллионов атомов.
Это много, больше, чем в Антарктиде пингвинов.
А внутри атомов — ничего!
Электроны носятся в пустоте, носятся…
А в центре, конечно, важное такое ядро!
А у меня всё мысль просится…
Ни один ведь атом не касается другого?
Ни один другого не обнимает?
Мы ведь знаем, что они встречаются,
Только когда кто-то красную кнопку нажимает.
Это значит, любовь взрывает мир.
И прямой контакт невозможен.
Мы состоим из чёрных дыр
И звёздной пыли.
Которая хочет любить всё же»…
Не все подростки такие, но если вы были такой — узнавание происходит с первых же строк. Когда кажется, что только тебя и именно тебя не понимают, и может дело в тебе, когда спасает музыка (чем жестче, тем лучше), огромные наушники, и первые попытки творчества.
Я бы не называла «трагедию» Олейникова рэп-комиксом, мне как раз текст кажется довольно традиционным и очень понятным взрослому, для меня это скорее поэма взросления, «крошка сын к отцу пришел», «вот история Власа», только взросление непростое и мир — новый. Мне кажется, текст будет интересен и понятен родителям, и советую прочитать эту книгу как раз родителям и педагогам, которым неясно «ну что опять не так», да всё. Нужен ли этот текст устойчивым подросткам (которые тоже бывают и книжки читают)? Не знаю. Хотела бы я такую книгу в свои тринадцать? Дайте две.
Теперь про графику. Мне сначала не очень понравился стиль Тимофея Яржомбека, но ко второму внимательному прочтению я, во-первых, оценила колоссальный труд и со-авторство (представляю, как это непросто), а во-вторых, мне начали нравиться стиль, цвета, и юмор, которого в графике прямо много, интересно, это всё находки Тимофея или совместная работа.
Думаю, про книгу ещё скажут, что она слишком контрастная и условная, что Соня слишком депрессивная и унылая (а наша молодежь не такая!), и вообще вон у вас там глагольные рифмы. Нормальные рифмы, классная игра с ритмом, меняющимся по ходу «пьесы», и очень много любви автора к героине и трагикомичному миру средней школы. Алексей, вообще-то учитель, и, похоже, неплохой. Потому что не пытаться изменить вот эту сложность подростковую, не рваться «осчастливить», а просто быть рядом, поддерживать (и записывать) — дорогого стоит.
«…Что вам всем дышать и всем меняться,
Что вам всем любить и расставаться,
Что всем жить — на ветер опираться,
Никого,
Никого,
Никогда
Не бояться»
Держись, Соня. Рисуй, пиши, ищи, плачь, думай. Так победим.
Издали «Белая ворона», 2019.