logo
  • Главная
  • Обо мне
  • Стихи
  • Обзоры и статьи
  • Занятия и мастер-классы
  • Видео
  • Фото

Аарон Хартцлер «Не нужно молчать»

12.03.2019

 

«Когда живешь в городке с населением в шестнадцать тысяч человек, постепенно свыкаешься с мыслью, что знаешь всех и каждого. Не в том смысле, что ты помнишь их имена или хотя бы раз с ними заговаривал. Но в супермаркете ты постоянно видишь одних и тех же людей…»

Аарон Хартцлер — молодой сценарист, и это чувствуется в тексте. Довольно много сценарных ходов, некоторые линии чересчур контрастны, а герои местами простоваты. И главная героиня, рассказчица, семнадцатилетняя Кейт может быть «слишком хороша для этого мира», немного Брендон Уолш, если вы понимаете, о чём я (хотя, судя по недавнему опросу, половина читательниц этого канала родились, когда сериал «Беверли Хиллз 90210» закончился).

Я не просто так вспомнила этот сериал: в книге описываются события, происходящие в небольшом городке в штате Айова, и все декорации и «костюмы» очень знакомы по американским книгам и фильмам о школах. Американский футбол и баскетбол, группа поддержки (и её «самая красивая» предводительница), колледжи, присылающие агентов с карточками, куртки с номерами игроков, традиционные походы в пиццерию. Герои даже на школьную постановку «Бриолина» идут! Такой Спрингфилд Симпсонов, идеальный средний американский город. Мне кажется, что вся эта внешняя мишура играет в пользу читателя-не-американца — проще обсуждать болезненные темы и идеи «на чужом поле».

А идея у книги Хартцлера и правда болезненная и важная — замалчивание и «сама виновата», виктимблейминг.

После развесёлой вечеринки нескольким ребятам из баскетбольной команды предъявлено обвинение в изнасиловании. Но какое там изнасилование, когда Стейси так нарядилась на ту вечеринку, да и вообще давно жалась к Дуни. Кстати, кто там был до конца и что видел? А что за видео упоминают журналисты? Ну и если что-то было, нельзя ли сейчас подождать (а лучше вообще промолчать) и не ломать парням жизни?

Кейт разматывает несколько клубочков сразу: ей нужно разобраться в своём отношении к ситуации, выстроить по-новому отношения с друзьями… понять, что вообще произошло на той вечеринке. Она-то напилась первой (сюрприз!), и её отвёз домой верный рыцарь Бен… Невозможно же делать вид, что ничего не произошло, когда четверо мальчиков арестованы, а Стейси не ходит в школу… Или можно?

Что мне понравилось — в книге довольно живые взрослые, это всегда «слабое место» книг для подростков. Родители, которые боятся и не всегда знают, что сказать и что сделать. Учителя, «выбирающие стороны».

Книга практически методическое пособие, несколько сцен в ней — готовые темы для обсуждения в подростковом клубе, вот только привет ограничение «18+» и целлофан. Если спросите меня «на какой возраст» — я бы сказала на тот, когда «ваши» подростки начинают ходить в компании с алкоголем и травой. Даже если они не пьют, а предпочитают на кухне про политику спорить. Я бы очень советовала такие книги обсуждать не только с девочками, но и с мальчиками. Приведу отдельно ниже мою любимую цитату. Нет, две.

Хартцлер делает Кейт невероятно сильной, готовой сражаться и жертвовать ради правды и справедливости. Может быть, это слишком идеально (то есть нереально), но не всем же быть унылыми реалистами.

Перевод Елены Фельдман, издали Clever.

 

«…Существуют правила. — Рэйчел сидела белая как мел. Голос слегка дрожал, будто она уже отчаялась убедить нас в своей правоте. При этом она не отрывала взгляда от тарелки, чтобы ненароком не встретиться со мной глазами. — Не напиваться до беспамятства. Не раздеваться. Не флиртовать с пьяными парнями.

Рэйчел стиснула пальцы на краю стола.

— Не одеваться как шлюха. Ты обязана играть по правилам. Иначе пеняй на себя.

Даже Кристи не нашлась с ответом. Рэйчел подняла голову и увидела, что мы все смотрим только на нее.

— Вы серьезно этого не понимаете?

Мы встретились глазами

{…}

— Ну и?.. — спросила она. — Теперь вы считаете меня сумасшедшей?

После секундного молчания Линдси перегнулась через стол и взяла Рэйчел за руку.

— Нет, — ответила она. — Мы считаем, что тебе страшно».

…

«Мистер Джонстон подождал у доски, не сводя взгляда с Реджи, но тот как воды в рот набрал.

— Хорошо, давайте все ему поможем. Я расширю условия. Допустим, вы на вечеринке — или где-то гуляете — и вдруг встречаете явно нетрезвую девушку. Что вы можете сделать? Я хочу услышать юношей.

— Принести ей воды, — раздался голос Бена у меня за спиной, и я мгновенно расслабилась.

— Отлично. — Мистер Джонстон повернулся к доске и написал «1. Вода». — Что ещё?

Уайетт поднял руку:

— Отвезти ее домой.

— Хорошая мысль, — снова скрип маркера. — Другие идеи?

Изо всех углов класса посыпались предложения, даже от парней, кто на геологии раньше рта не раскрывал. Найти ее друзей. Позвонить её родителям. Принести ей подушку. Напоить алкозельцером. Уложить спать в безопасном месте. Не пускать за руль. Вскоре список занял всю доску.

— Спасибо, ребята. Отличные альтернативы изнасилованию. На самом деле есть ещё одна — может быть, не такая благородная, зато уж точно безвредная.

Мистер Джонстон дописал пункт «Просто уйти», после чего обернулся к классу.

— Понял, Реджи?

Снова пожатие плечами.

— Прости, я тебя не расслышал.

— Да, понял.

— Очень этому рад. — Мистер Джонстон надел на маркер колпачок и положил рядом с доской. — Когда мы называем что-то научной теорией, это имеет определенное значение. И когда ты говоришь, Реджи, что не сможешь «удержаться», если встретишь пьяную девушку, это тоже значит определенные вещи. Твое высказывание подразумевает, что насильник — это естественное состояние мужчины.

Мистер Джонстон уперся ладонями в стол.

— Для меня это ненормально, Реджи. — Он кивнул на список на доске. — И для остального класса тоже».

 

Tags: 14+, библиотерапия, книги для подростков, обзоры 2019, она же девочка

Поиск

Контакты

Instagram

No images found!
Try some other hashtag or username